Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. № 10. С. 172-175.
РАЗДЕЛ:    Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.10.31

Рациональность средневековых авторов в понимании времени

Пенионжек Евгения Владимировна
Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации


Дата поступления рукописи в редакцию: 13.09.2020
Аннотация. Цель исследования - выявить особенности складывания в рамках средневековой культуры идей о времени, истории и месте человека в мире. В качестве основания мысли святоотеческой литературы автор называет идеи систематического богословия Александрийской школы. Изложено понимание методологических установок к формированию рациональности средневекового мировоззрения. Научная новизна заключается в анализе воззрений на представления о времени и человеке Аврелия Августина и Дионисия Ареопагита, которые, аллегорически истолковывая тексты библейского корпуса, стремились к рационально обоснованному пониманию времени как источника бытия. В результате доказано, что для западного Отца Церкви время является линией с четко фиксированным включением человека в мир, но для взглядов восточного Отца Церкви характерно определение времени как элемента иерархии бытия, где человек понимается призванным соединиться с Богом в окончание истории.
Ключевые слова и фразы: патристика, средневековый рационализм, время, историософия, человек, patristics, medieval rationalism, time, historiosophy, human being
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320 с.
  2. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. 244 с.
  3. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб.: Алетейя, 2002. 864 с.
  4. Ионайтис О. Б. Максим Исповедник: опыт христианской антроподицеи // Антроподицея: сборник научных статей / под ред. Б. В. Емельянова. Екатеринбург: Уральский государственный университет имени А. М. Горького, 2003. С. 57-72.
  5. Исаев А. А. Бытие и существование человеческого и божественного в средневековой философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). С. 85-88.
  6. Моисеев П. А. Специфика антропологии Дионисия Ареопагита на фоне античной философской традиции // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия "Философия". 2006. Т. 4. № 2. С. 136-141.
  7. Орлов М. О., Мочинская К. А., Торяник Ю. А. Смысл страдания в православном богословии и русской религиозной философии // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 8. С. 99-102.
  8. Пенионжек Е. В. Русская средневековая философия: понятие "время". Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. 264 с.
  9. Хватова М. Б. Вера как экзистенциальная проблема в русской философии // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 9. С. 95-100.
  10. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб.: Алетейя, 1996. 296 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru