Роль флейтистов-иностранцев Императорского Мариинского театра в формировании отечественной флейтовой школы в XIX веке
Лупачев Денис Вячеславович
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.06.2021
Аннотация. Цель исследования - определить роль флейтистов-иностранцев XIX века, имевших звание солистов Императорского Мариинского театра, в формировании отечественной флейтовой школы. Только иностранные музыканты могли получить звание солиста, которое определяло высокое жалованье, ряд льгот и безусловный авторитет, а также обязывало к преподавательской деятельности. Научная новизна заключается в том, что впервые прослеживаются причины, определившие главенство немецких исполнительских традиций во флейтовом искусстве Санкт-Петербурга в XIX веке. В результате определено, что флейтисты-иностранцы Мариинского театра развивали отечественную флейтовую школу в русле оркестрового исполнительства, положили начало становлению методических принципов обучения игре на флейте в России.
Ключевые слова и фразы: Императорский (Мариинский) театр, солисты-флейтисты, Г. Зусман, Ц. Чиарди, Э. Келлер, Imperial Mariinsky Theatre, flutists-soloists, H. Soussmann, C. Ciardi, E. K?hler
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Баранцев А. П. Мастера игры на флейте - профессора Петербургско-Ленинградской консерватории, 1862-1985. Петрозаводск: Карелия, 1990. 130 с.
Березин В. В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: Издательство Института общего среднего образования Российской Академии образования, 2000. 388 с.
Болотин С. В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969. 200 с.
Борисова Е. Н. Становление флейтового исполнительства в России и за рубежом: историко-педагогический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 28-30.
Глинка М. Литературное наследие: в 2-х т. / под ред. В. Богданова-Березовского. Л. - М.: Гос. муз. изд-во, 1952. Т. 1. 512 с.
Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003048918 (дата обращения: 02.09.2021).
Иванов В. П. Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века: дисс. … к. иск. М., 2003. 221 с.
Маевская О. А. Раскрытие основных принципов виртуозной игры на примере "Школы игры на флейте" Ц. Чиарди // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. тр. VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. С. 423-428.
Петрова Г. В. О петербургской карьере Карло Соливы // Opera musicological. 2013. № 2 (16). С. 36-54.
Уилсон Р. История флейты / пер. с англ. К. Боенко. Барнаул, 2009. 194 с.
Усов Ю. А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1975. 200 с.